ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципальное общеобразовательное учреждение
Василевская основная общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
Принято Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МБОУ Василевская ООШ
от __________________№_____ __________________О.В.Чепило
приказ от _________________№________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МБОУ Василевской ООШ
2013-2014г.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
муниципальное бюджетное образовательное учреждение Василевская основная общеобразовательная школа является образовательным учреждением, ориентированным на работу с обучающимися, проживающими в деревнях Василевка, Базская, Красный Угол, а обладающими разной степенью готовности к обучению. В связи с не посещением дошкольных образовательных учреждений, контингент обучающихся имеет недостаточную готовность к школьному обучению. Исходя из этого, школа организует специальные занятия для будущих первоклассников, осуществляет дифференцированный подход в обучении школьников (коррекция и развитие) на 1 и 2 ступенях обучения, невысокая наполняемость классов позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс.
Воспитательно-образовательная работа ведется с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей воспитанников.
Образовательное учреждение ставит перед собой цели:
1. Выполнение образовательных государственных стандартов на 1,2 ступени обучения учащихся;
2. Сохранение психического и физического здоровья детей;
3. Обеспечение всестороннего развития личности сельского школьника и воспитанника;
4. Обеспечение социальной адаптации учащихся и воспитанников к жизни в обществе.
5. Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении воспитательно-образователных программ.
6. Создание условий для перехода на Федеральный базисный учебный план (Пр. МОРФ от 9.03.2004г. № 1312).
7. Создание условий для подготовки выпускников к аттестации в новой форме.
При этом основными направлениями являются:
1. Создание условий для самореализации обучающихся и воспитанников;
2. Воспитание потребности здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников.
Приоритетными являются следующие функции:
Образовательная, воспитательная, оздоровительная, развивающая, коррекционная.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Образовательная программа школы строится на основе:
- Законом РФ «Об образовании»;
- Положением об общеобразовательных учреждениях;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
- Уставом школы;
- Локальными актами.
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.12.2008., №379 об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 год.
2. Образовательная программа ориентирована на выполнение обучающимися государственного стандарта.
Образовательные стандарты выполняются в соответствии с:
— приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
— приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
— приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
— приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
3. Информационная справка о школе
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Василевская основная общеобразовательная школа расположена в здании, построенном в 1968 году.
В школе имеется:
ü Спортзал, площадью 162 м2;
ü 13 классных комнат;
ü учебные мастерские;
ü кабинет информатики;
ü газовая топочная;
ü пришкольный участок-15 соток
ü сад-0,7 га.
Библиотека школьная:
ü Учебно-методический фонд -1000
ü Учебный фонд-2611
ü Фонд художественной литературы-4163
ü Фонд справочной литературы-154
4.Состояние материально-технической базы.
Ежегодно проводятся косметические ремонты учебных кабинетов, коридоров. При обследовании технического состояния школы выявлено следующее: школа находится в удовлетворительном состоянии, соблюдены нормы освещенности в кабинетах и помещениях, санитарно-гигиенические нормы выполняются. Столовая снабжена необходимым инвентарем, что позволяет осуществлять питание всех учащихся. Имеется центральное отопление, холодное водоснабжение.
5.Обучение учащихся и режим работы.
Продолжительность обучения в общеобразовательной школе — 9лет:
1 ступень-4 года
2 ступень-5 лет
Рабочая неделя 6-ти дневная. Школа работает в 1-ю смену, с 9.00.
продолжительность учебного года-34учебных недели (без учёта государственной итоговой аттестации ).
ü в 1 класс — 33 недели
ü во 2 классе — 34 недели
ü в 5 –9 классы — 34 недели
6.Сведения об учащихся
Ступени школы | Классы | Количество учащихся |
НачальнаяПервый-Второй-Третий2Четвертый-
Всего
2
ОсновнаяПятый-Шестой-Седьмой1Восьмой1Девятый4
Всего
6
Итого
8
7.Сведения об изучении иностранных языков
Иностранный язык | Начальная школа | Основная школа |
Немецкий язык | 3кл | 7-9 кл |
8.Сведения о педагогических кадрах
В школе работает 9 педработников. Для осуществления образовательной деятельности сформирован состав педагогических работников, имеющих необходимую профессионально – педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
Большая часть педагогов 89(%) имеют высшее образование.
9.Данные по стажу
Стаж |
Годы2-4 года5-10 лет10-1515-20Свыше 202007-20082-2482008-20092-1582009-2010 113102010-2011 112112011-2012 112102012-2013—1162013-2014—117
10.Состав педколлектива
Коллектив в основном женский, мужчин всего 9 % от общего числа работающих в школе.
11.Квалификация педколлектива
100 % работающих учителей имеют квалификационные (высшую, первую) категории
12.Уровень квалификации
Годы | Высшая категория | Первая категория | Вторая |
категорияОбщее количество учителей, имеющих категорию 2007-20081122152008-2009311115 2009-2010312-15 2010-2011312-15 2011-2012212 142012-2013191112013-2014-729
13.Возрастная диаграмма
76 % учителей школы в возрасте от 30 до 50 лет,24 % — в возрасте старше 50 лет.
14.Награды
Педагогический коллектив находится в расцвете сил, обладает хорошей работоспособностью. Учителя повышают постоянно свой профессиональный уровень, большую роль играет аттестация, чаще стали применяться нетрадиционные формы обучения
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Цели и задачи образовательного процесса:
1. Обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального, основного общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.
2. Гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней.
3. Создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
4. Формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности.
5. Обеспечить социально-педагогическое отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.
Содержание подготовки учащихся:
Цели школьного образования можно обозначить как, с одной стороны развитие личности, способной к творчеству, и, с другой стороны подготовка носителей социальных функций.
На первой ступени обучения, педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение; прочной базовой общеобразовательной подготовки школьников на основе гуманитаризации образования.
На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится: заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Особенности ОП в начальной школе: создание коррекционно-развивающей среды, охрана и укрепление физического и психического здоровья.
100% обучающихся не посещают дошкольных учреждений и имеют недостаточную подготовку к обучению в школе, поэтому обучение ведется по традиционной системе обучения.
Особенности ОП основной школы:
1. Создание адаптационной среды для обучающихся 5 класса; обеспечение преемственности начальная школа — основная школа; сохранение коррекционно — развивающей среды; охрана и укрепление психического и физического здоровья школьников.
2. Обеспечение базовой подготовки учащихся 6-8 классов по всем предметам; сохранение дифференцированного подхода в обучении.
3. Обеспечить готовность для самооценки и самоопределения, обучающихся 9 класса; обеспечение готовности их к продолжению образования, выбору профессии; обучение готовиться к итоговой аттестации; сохранение дифференцированного подхода в обучении.
Образовательная программа школы реализуется через
учебный план
Начальное общее образование.
Учебный план начального общего образования 1 ступени (1-2 класс) МБОУ Василевской ООШ на 2012-2013 учебный год разработан в соответствии с:
— приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
— приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
— приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
— приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 26марта 2012 г. № 1562-04-О «О примерном учебном плане 1-2 классов общеобразовательных учреждений Брянской области на 2012-2013 учебный год»;
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,регистрационный номер 19993).
Учебный план для I – 4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
В 2013-2014 учебном году отсутствуют 1,2,4 классы, ведется преподавание в 3 классе
Продолжительность учебного года: 3класс — 34 учебные недели.
Продолжительность урока для 3 класса -45 минут.
Режим работы: при шестидневной рабочей неделе — 3 класс.
Региональный (национально-региональный компонент) представлен комплексным курсом «Брянский край» с 1 по 9 класс, включающим в себя краеведческую составляющую учебных программ, направленных на изучение истории региона, его места в истории многонациональной России, вклада в становление и развитие российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры:
1 класс—интегрированный курс «Азбука родного края» реализуется через план внеурочной деятельности .
2 класс— 1ч в неделю курс «Природа родного края» вводиться за счёт части формируемой участниками образовательного процесса.
Так же внеурочная деятельность в 1,2 классах реализуется через классные часы, экскурсии, участие в олимпиадах ,соревнованиях, поисковых исследованиях, организацию общественно-полезной практики и др.
Часы части формируемой участниками образовательного процесса учреждения добавлены также:
2 класс— литературное чтение, математика (по 1 часу в неделю)
Учебный план начального общего образования |
недельный
Предметные области
учебные предметы
классы
Количество часов в неделю
1
2
Обязательная часть
Филология
Русский язык
5
5
Литературное чтение
4
4
Иностранный язык
–
2
Математика и информатика
Математика
4
4
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
2
2
Искусство
Музыка
1
1
Изобразительное искусство
1
1
Технология
Технология
1
1
Физическая культура
Физическая культура
3
3
Итого:
21
23
Часть,формируемая участниками образовательного процесса
( 6-дневная учебная неделя)
0
3
Литературное чтение
1
Математика
1 Природа родного края 1 Максимально допустимая годовая нагрузка
21
26
Основное общее образование
Учебный план основного общего образования МБОУ Василевской ООШ
на 2012-2013 учебный год разработан в соответствии с:
— Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1(в действующей редакции);
— Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (с изменениями);
— приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
— приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» ( с изменениями);
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,регистрационный номер 19993).
-Базисного учебного плана для образовательных учреждений Брянской области на 2012/2013 учебный год от 23 марта 2012г. приказ № 552
Учебный план для 5-9 классов сориентирован на 5 – летний нормативный срок освоения общеобразовательных программ основного общего образования.
Продолжительность учебного года — 34 учебных недели (без учёта государственной, итоговой аттестации)
Продолжительность урока-45 минут.
Режим работы по шестидневной учебной неделе.
Региональный (национально-региональный) компонент представлен комплексным курсом « Брянский край» с 5 по 9 класс, включающим в себя краеведческую составляющую учебных программ, направленных на изучение истории региона, его места в истории многонациональной России, вклада в становление и развитие российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры:
5 класс – курс «Граждановедение. Брянская область » (1 час в неделю)
6 класс – курс «География Брянского края» (0,5 часа в неделю)
7 класс – курс « Брянский край» (1 час в неделю) по выбору образовательного учреждения может быть представлен модулями «Изобразительное искусство», «Музыка», «Археология», «Народные промыслы» и др.;8, 9 классы – курс «История Брянского края» (по 1 часу в неделю)
В целях создания условий для выполнения федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку в полном объеме используются часы регионального компонента:
в 5,6 классах – Русский язык(по 3 часа в неделю),
в 7 классе — Русский язык (по 2 часа в неделю).
В связи с тем, что программы учебных предметов «Биология», «География» в 6 классе и «Технология» в 8 классе рассчитаны, в основном, на 2 часа, за счет регионального компонента введено по 1 часу на изучение предмета «Биология» и «Технология» и 0,5 часа в неделю — на изучение предмета «География» в 6 классе.
в 6 классах -Биология ( 1 час в неделю), География ( 0,5 часа в неделю),
в 8 классе — Технология ( 1 час в неделю).
С учетом важности получения учащимися знаний по безопасному поведению в 5 классе введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности»,
в 5 классе—ОБЖ ( 1 час в неделю),
Для организации предпрофильной подготовки введены курсы:
— в 9 классе — «Самоопределение», 1 час в неделю;
— в 9 классе- курс «Черчение», 1 час в неделю.
Часы компонента ОУ добавлены:
С учетом важности получения учащимися знаний по безопасному поведению
-в 6,7 классах на ОБЖ (по 1 часу в неделю);
В рамках преемственности :
-в 5,6,7,8 классах на математику (по 1 часу в неделю);
— в 8 классе на Химию ( 1 час в неделю);
В целях экологического воспитания
— в 5, классе на курс Экология (по 1 часу в неделю);
В целях приобретения компьютерной грамотности:
— в 5,6,7,8 классах на курс «Информатика и ИКТ» (по 1 часу в неделю);
В 9 классе 3 часа компонента образовательного учреждения использованы для организации предпрофильной подготовки обучающихся
Элективные курсы ( по 0,5 ч в неделю)
ü Политическая карта мира
ü Формула молодости и красоты
ü Многообразие органического мира
ü Занимательный синтаксис
ü История потребления
ü В мире квадратных уравнений
ü В мире квадратных уравнений
Учебные предметы/классы
Количество часов в неделю
5
6
7
8
9
1
Русский язык
3
3
3
3
2
2
Литература
2
2
2
2
3
3
Иностранный язык
3
3
3
3
3
4
Математика
5
5
5
5
5
5
Информатика и ИКТ
1
2
6
История
2
2
2
2
2
7Обществознание 1
1
1 1
8
География
1
2
2
2
9
Природоведение
2
10
Физика
2
2
2
11
Химия
2
2
12
Биология
1
2
2
2
13
Искусство
1
1
14
Музыка
1
1
1
15
Изобразительное искусство
исскуств
1
1
1
16
Технология
2
2
2
1
17
Основы безопасности жизнедеятельности 1
18
Физическая культура
3
3
3
3
3
ИТОГО
24
25
29
31
30
Региональный компонент 5
5
3
2
3
1
Брянский край 1
0,5
1
1
1
2
Русский язык 3
3
2
3
Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности 1
4
Биология
1
5
География
0,5
6
Технология
1
7
Черчение
1
8
Самоопределение
1
Компонент ОУ
3
3
3
3
3
1Информатика
1
1
1
1
2Математика
1
1
1
1
3Экология
1
4Химия
1
5ОБЖ
1
1
Элективные курсы 1Политическая карта мира
0,5
2Многообразие органического мира
0,5
3Формула молодости и красоты
0,5
4 В мире квадратных уравнений
0,5
5Занимательный синтаксис
0,5
6История потребления
0,5
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6- дневной учебной неделе
32
33
35 36 36
Программа обеспечивает полное выполнение федерального компонента базисного учебного плана.
Кадровое обеспечение учебного плана-100%. Методическое обеспечение — достаточное. Материально-техническое обеспечение недостаточное.
Показатели реализации образовательной программы
Объект контроля | Средство контроля | Периодичность контроля |
Качество общеобразовательной подготовки выпускников | ||
Начальной школы |
Контрольные работы,
проверка техники чтения
Каждая учебная четвертьОсновной школы
Итоговая государственная
аттестация;
Результаты участия учащихся школы в различных предметных олимпиадах и научно-практической конференцииИюнь
Ноябрь-февраль Степень социализацииДанные социометрииДва раза в год
Встроенность в систему социально-экономических отношений
Результаты трудоустройства, данные завершения послешкольного образования
Сентябрь
Состояние здоровья
Данные углубленного медицинского осмотра;
Данные призывной комиссии райвоенкомата;
Данные о пропусках уроков по болезни
Ежегодно
Ежегодно
Раз в четверть
Уровень реализуемых образовательных программ
В школе используются учебные программы, утверждённые Министерством образования РФ. Объём и время прохождения программ соответствует базовому стандарту.
Программы школьного компонента разработаны учителями школы или используются
программы, утвержденные Министерством образования РФ.
Осуществляется согласованность программ, расширенного обучения по предметам в 9.классе. Заинтересованность учащихся в изучении спецкурсов, факультативов выявлена микроисследованиями.
Для реализации концепции школы о формировании ответственной и самостоятельной личности в школе созданы условия для самостоятельного выбора учеником кратких курсов по выбору, рассчитанных на 17 часов.
Формы внеурочной, внеклассной работы обеспечивают расширение знаний и
дополнительное образование .
Модель выпускника
Первой ступени
Достижение уровня элементарной грамотности — готовности ученика к образованию в основной школе, что предполагает:
1. Сформированность опорных знаний и умений в области чтения, письма, счёта, немецкого языка.
2. Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.
3. Сформированность основных навыков учебного труда.
4. Развитие нравственных и эстетических начал личности.
Второй ступени
Достижение уровня функциональной грамотности, что предполагает:
1. Сформированность готовности ученика к адаптации в современном обществе, т.е. к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности, а именно: умение адаптироваться в условиях современного общества.
2. Сформированность интереса к конкретной области знания, наличие определённой системы базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить обучение в профессиональной или общеобразовательной школе.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
1. Общеучебные умения и навыки.
-Выполнение образовательных государственных стандартов на 1 – 2 ступенях обучения.
-Сформированность ведущих общеучебных умений и навыков.
2.Проблемные.
— Стартовые возможности будущих первоклассников.
— Преемственность в обучении на 1 — 2 ступенях.
— Развитие личности обучающихся 1-9 классах
— Готовность обучающихся 5 класса к преодолению адаптационного периода.
— Уровень воспитанности обучающихся 1-9 классах
— Формирование системой ценности здоровья и здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников.
— Уровень физической подготовки (мониторинг).
-Ориентировочная оценка психологического здоровья обучающихся (диагностика).
-Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе (диагностика).
— Динамика уровня обученности и качества знаний обучающихся.
— Предметная обученность.
— Сформированность компетенций в области социального воздействия, компетентность в работе с информационными источниками у выпускников школы.